Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Банковские гарантии – обещание финансово-кредитной организации выплатить задолженность, в том случае, когда клиент отказывается исполнить свои обязательства. За приобретение документа требуется уплатить определенную сумму. Платежные гарантии нужны при взаимодействии предприятий с государством – для упрощенного возмещения НДС или получения отсрочки по таможенным пошлинам, участия в тендерах, аукционах.

Разновидности финансово-платежных документов 

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Гарантии классифицируются на группы с учетом того в какой сфере участник будет совершать сделку. По данному признаку выделяют несколько видов документов:

  • На выполнение обязательств. Гарантия выдается перед заключением госконтракта организации, выигравшей аукцион. В случае неисполнения обязательств банк выплачивает заказчику определенную сумму.
  • На обеспечение заявки по тендеру. Заказчик должен быть уверен в платежеспособности компании, участвующей в торгах. Что она не заберет заявку по окончанию срока ее подачи или не откажется заключать контракт.
  • Таможенная. Такая банковская гарантия простыми словами, подтверждает выплату организацией пошлины. На ее основании по платежам предоставляется отсрочка. Оформлять такой документ могут только учреждения, входящие в особый Реестр финансово-кредитных организаций, имеющих право выдавать подобные обязательства.
  • На возврат аванса. Подтверждает целевое использование предоплаты. Размер аванса – до 30% от суммы договора. Перед ее получением исполнитель обязан предоставить обязательство его возврата.
  • Гарантия для ФНС. Обязательство по уплате налогов. На его основании, клиенту банка предоставляется рассрочка по выплате начисленных платежей.

Банковскую гарантию вправе выдавать только финансово-кредитные организации, внесенные в список Министерства Финансов РФ. Следует заранее узнать, если в этом перечне банк, в котором у предпринимателя или организации открыт счет.

Как учитываются платежные гарантии в бухучете

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Стоимость финансового документа входит в себестоимость активов предприятия, при создании или приобретении которых был он куплен.

Учет банковских гарантий в бухгалтерии:

  • Д – 76, К – 51 (перечислены деньги финансовой организации за приобретение документа);
  • Д – 08/10/20 и 41, К – 76 (от банка получено обещание оплаты по контракту, включено в цену актива).

На заметку! Данные проводки выполняются при расчете себестоимости всех товарных и материальных ценностей.

Условия и суть банковской гарантии

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Согласно действующему законодательству, чтобы платежный документ был действительным должно быть соблюдено ряд требований. 

Обязательные условия гарантии следующие:

  1. Дата приобретения.
  2. Название платежного документа, бенефициара (заказчика услуг, работ) и принципала (исполнителя).
  3. Срок на период, которого действительно обещание.
  4. Обязательства, которые покрывает платежный документ.
  5. Размер выплаты или порядок установления данной суммы.
  6. Обстоятельства, при которых выплачиваются деньги.

Важно! На сновании ст. 368 п. 4 ГК РФ, если в гарантии нет одного из условий, она будет недействительна. Заказчик обращается к исполнителю за выплатой, а он отказывается от своих обязательств.

Иногда судебные инстанции принимают сторону бенефициара и признают обещание законным, даже если в нем нет одного из перечисленных пунктов. Гарантию оформляет банк и он должен отвечать за несоответствие документа установленным требованиям (ст. 432 п. 1 ГК РФ).

Как приобрести платежный документ

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

Если предприниматель планирует принять участие в аукционе по государственным закупкам или контрагент желает получить обеспечение по сделке, нужно получить от банка гарантию. Это позволит не изымать средства из оборота компании.

Как выдается банковская гарантия:

  1. Выбрать финансовую организацию, включенную в список Министерства Финансов РФ.
  2. Собрать пакет документации, которую требует банк. Обязательный перечень – финансовые и юридические документы фирмы, данные об аукционе или контракт, правоустанавливающие документы на залог.
  3. Открыть расчетный счет в финансовом учреждении.
  4. Подать заявку. На ее рассмотрение уйдет 7-10 дней. Организация оценивает бизнес, выполняет юридическую проверку фирмы и учредителей.
  5. При положительном ответе оформляется и страхуется залог, оплачивается гарантия.
  6. Заключительный этап – выдача финансового документа, с помощью которого клиент сможет подтвердить свою платежеспособность.

Банковские гарантии, как она выдается, виды и учет

На получение гарантии может уйти от 3-х дней до 2-х недель в зависимости от размера обязательств, удаленности кредитного учреждения от головного офиса (принимаю такие решения только вышестоящие структуры) и сложности проверки. 

Процедура предоставления гарантии напоминает оформление займа для бизнеса, но является самостоятельным продуктом банка. Обещание может потребоваться, когда заказчик с исполнителем не заключает дополнительный договор, требуя обеспечения взятых обязательств. Финансовое учреждение при нарушении контракта обязано выплатить заказчику сумму, указанную в обещании. Но банк в свою очередь требует от клиента возврата затраченных денег в полном размере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш личный помощник в мире финансов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: