Бизнес план магазина продуктов, пример с расчетами

бизнес-план продуктового магазина

Продукты питания всегда будут пользоваться огромным успехом в сфере товарооборота. Особенно на современном этапе развития человечества, когда несколько десятилетий назад начала проявляться тенденция к началу продовольственного кризиса. Поэтому открытие продуктовой точки — правильное решение для начала развития бизнеса. В этом обзоре мы вместе составим бизнес-план продуктового магазина «от А до Я».

Начало своего дела — сложное, требующее определенных знаний, занятие. Многие начинающие бизнесмены часто оказываются в затруднительных ситуациях, когда сталкиваются с приготовлением бизнес-плана. Поэтому новички обращаются за помощью в интернет.

Обязательно просмотрите видео, в котором рассказывается о первоначальных задачах при открытии магазина:

Данная статья расскажет о правильном построении бизнес-плана для продуктового магазина.

Расходы на старте и окупаемость

Финансовые затраты на открытие продуктового магазина и полноценную работу в 1 месяц составляют:

Наименование Цена
Аренда помещения 100 000
Оборудование и инструменты 330 000
Реклама 10 000
Закупка товара 605 000
Заработная плата сотрудникам 150 000
Страховые взносы (30%) 45 000
Итого 1 240 000

Ежемесячные расходы:

Наименование Цена
Аренда помещения 100 000
Заработная плата сотрудникам 150 000
Страховые взносы (30%) 45 000
Закупка товара 605 000
Итого 900 000

В результате, сумма выручки за год составит: 9 154 920 рублей

Сумма чистой прибыли в месяц  7 781 631 рублей.

Рентабельность: 7 781 631/9 154 920*100=85%

Срок окупаемости, делим первоначальные затраты на сумму чистой прибыли: 1 240 000/7 781 631 = 0,15 месяца.

А теперь более подробнее разберем каждый этап создания магазина продуктов и разберем все статьи расходов и доходов.

Анализ рынка продовольственных товаров

Ситуация на продовольственном рынке РФ сложилась сложная — он пустой и в скором времени ожидается его захват монополистами — супермаркетами.

В России проживает огромное количество национальных меньшинств, поэтому можно открыть специализированный магазин. Например, грузинские, украинские и белорусские товары будут пользоваться постоянным высоким спросом, так как процент жителей этих национальностей достаточно высок.

Более развитый европейский рынок показывает, что давление со стороны гипермаркетов на маленькие продуктовые магазинчики не оказывается. Дело в том, что супермаркеты жесткую конкуренцию за доминирование в больших масштабах. До локальной конкуренции им нет дела.

Как показывает опыт предпринимателей, даже при среднем уровне рентабельности и доходы от дела составляют минимум 25%. Единственное, что смущает — необходимость выбора — присоединиться к большим монополистам и вести дело под их руководством, или самостоятельно открыть дело, это необходимо определить на этапе бизнес-планирования.

Залог успешного бизнеса продуктового магазина:

успешный магазин

Поиск и аренда помещения для продуктового магазина

 

помещение продуктового магазина

Так как речь зашла о среднем по размерам продовольственном магазине, то и требования к помещению должны быть соответствующими.

Помещения, площадью 100 кв. метров вполне достаточно для ведения бизнеса. 70 квадратов непосредственно отводиться помещению под торговлю, а остальную часть площади можно использоваться как подсобные помещения или склад.

Если вы не располагаете постройкой таких размеров, то придется брать в аренду площадь.

В среднем, по России стоимость аренды составляет 100-350 тыс. рублей за месяц (коммунальные платежи входят в общую сумму и учитываются в бизнес-плане).

Перед заключением договора об арендной плате, весьма разумно договориться об одном условии — стоимость ремонта должна входить в стоимость арендной платы, если помещение в плохом состоянии. В таком случае вполне уместно потребовать «арендные каникулы».

Причины необходимости ремонта:

  1. Каждый торговый объект должен соответствовать всем стандартам СЭС и пожарной безопасности (если объект не соответствует данным требованиям, то лицензию на торговлю предприниматель рискует не получить).
  2. Ни один покупатель не будет совершать покупки в подозрительном и неухоженном продуктовом магазине.

Планировка магазина

В зависимости от типа продуктового магазина делается планировка расположения стеллажей и других элементов удобств, для демонстрации товара. Существует две схемы предложения товара — самообслуживание и обслуживание одним несколькими продавцами магазина.

Каждая из схем имеет свои плюсы и минусы. Например, для точки с самообслуживанием понадобиться дополнительное оборудование (видеокамеры, персонал охраны), а это дополнительная графа расходов в бизнес-плане магазина. Стоит отметить, что точки с самообслуживанием имеют большую скорость окупаемости.

Также немалое внимание следует уделять услугам мерчендайзера, к опыту которого необходимо обращаться минимум 1 раз в месяц, при поступлении нового товара в магазин.

На 80-ти квадратных метрах может в среднем располагается 500 наименований товара. Весь товар располагайте по секциям. Например, мясо и колбасы, бакалея, алкогольные напитки, это значительно облегчит выбор покупателя и даст сравнить цены.

Правильным дополнением считается стеллаж с непродовольственными товарами: спички, бытовая химия, корм для животных и др. товары, не связанные с продовольствием.

Оборудование для работы

 

продуктовые весы в магазине

На одну продовольственную точку требуются следующие технические элементы:

Что необходимо закупить:

Наименование Цена Количество Стоимость
Холодильное оборудование 60 000 2 120 000
Корзины для распродаж 2 000 3 6 000
Кассовый аппарат 6 000 3 18 000
Стеллаж 3 000 6 18 000
Кассовый бокс 16 000 2 32 000
Экспресс касса 7 000 1 7 000
Тележка 2 500 8 20 000
Корзинка 200 15 3 000
Овощной развал 26 000 1 26 000
Бонета морозильная 80 000 1 80 000
Расходы на оборудование продуктового магазина 330 000

Стоит отметить, что техническое оснащение лучше покупать в проверенных фирм-производителей. На холодильниках можно сэкономить, если договориться о покупке рекламных холодильников. Если вы новичок, то все оборудование лучше покупать в рассрочку.

Персонал магазина

персонал

Для небольшого магазина, площадь в 100 квадратных метров необходимо минимум 4 продавца на каждый отдел товаров, которые будут дополнительно убирать помещения. Средняя зарплата продавца составляет 20 тыс. рублей в месяц. Итого, расходы заработной платы в бизнес-плане — 80 тыс. рублей в месяц. Администратора нанимать не имеет смысла, потому что предприниматель сам может занимать эту должность, чтобы контролировать весь процесс продажи собственноручно (по крайней мере на первое время).

Оптимальным графиком для продавцов считается 2\2, то есть, два дня через два. Что касается охранного персонала, то для продовольственного магазина подобной площади обычно достаточно специальной охранной системы типа сигнализации или 1 охранника. Также потребуется нанять минимум 1 грузчика для погрузки поставок.

Персонал Зарплата на 1 сотрудника(руб.) Количество сотрудников Зарплата Итого(руб.)
Директор 40 000 1 40 000
Продавец 20 000 4 80 000
Грузчики 15 000 1 15 000
Охранник 15 000 1 15 000
Расходы на выплату зарплаты 7 150 000

Работа с поставщиками

склад

Стоит отметить, что проблемы с данным пунктом не должно возникать, как правило, новые магазины всегда привлекают внимание поставщиков. Они будут оббивать вам пороги не один месяц, предлагая свою продукцию.

Среди огромного предложения, необходимо остановиться на продукции, которая пользуется спросом, а не на ценовой политике. Очень важно договориться о возможных возвратах и доставке продукции. Эти два пункта значительно облегчат жизнь вашему магазину.

Как уже упоминалось, средний магазин имеет не менее 500 наименований товаров, а это приблизительно 40 разных поставщиков.

Ассортимент товара

Асортимент-продуктового-магазина

После выбора поставщиков следует уделить внимание ассортименту. Перед тем, как заказать порцию продукции в поставщика, необходимо удостовериться, что этот товар будет пользоваться спросом, поэтому необходимо «разведать местность» и понаблюдать, что люди в основном покупают в других магазинах. Разведка может затянуться на неделю и более. При этом необходимо обращать внимание на все факторы: доминирующая национальность в регионе, количество стариков и молодежи, религиозная принадлежность и др.

Особое внимание обращайте на зажиточность вашего района — от этого напрямую зависит доход, ни в коем случае нельзя предлагать элитный товар в районе со средним достатком. Этот товар покупатели у вас просто не будут покупать из-за отсутствия денег. Такая же прямо противоположная ситуация складывается и в элитном районе с дешевым товаром.

Опытные предприниматели советуют менять ассортимент товара в зависимости от сезона. В жаркое время года акцент нужно делать на свежих фруктах, в дождливое осеннее время на овощи по оптовым ценам.

Универсальной ассортиментной карты не получится определить на этапе подготовки бизнес-плана. Ее формируют сами покупатели, в зависимости от своих предпочтений. Поэтому, впервые месяца деятельности магазина внимательно изучить историю покупок и закупить стандартный перечень продуктов.

Наименование Закупочная цена Продажа (Наценка 30%)
Мясные изделия 120 000 156 000
Молочная продукция 80 000 104 000
Хлебобулочные изделия 50 000 65 000
Бакалея 100 000 130 000
Безалкогольные напитки 75 000 97 500
Пиво 100 000 130 000
Товары личной гигиены 80 000 104 000
Расходы на закупку товаров:                              605 000                                               786 505

Приобретение товаров для продуктового магазина — основная часть ежемесячных расходов. Наценка на продукцию равна 30%. По статистике 3% от приобретаемых продукции остаются нереализованными и утилизируются. С учетом всех данных ежемесячный доход составит — 762  910 рублей.

Маркетинг и реклама

После приобретения площади и капитального ремонта, можно поступать к рекламе открытия нового продовольственного магазина. Стоит отметить, что для успешной деятельности магазин должен быть в радиусе 200 метров от спального района. Тут срабатывает психология человека, которому лень потратить больше 2 минут ходьбы в другое место и он будет вынужден покупать товар именно у вас.

Теперь можно рассчитать количество потенциальных покупателей. Например, ваш магазин окружает сектор из 6-ти девятиэтажных домов, с количеством жителей, превышающим 300 тыс. человек. Приблизительно 10% общего числа жителей будут посещать магазин ежедневно (это почти 300 человек в день). В среднем, каждый посетитель тратит в магазине 800 рублей. Простыми подсчетами для бизнес-плана устанавливаем, что выручка в день будет составлять приблизительно 720 тыс. рублей.

Безусловно, успешность магазина зависит от его популярности и узнаваемости. Поэтому следующие рекомендации направлены именно на это:

  1. продукты первой необходимости должны быть постоянно свежими, это мясо, рыба, хлеб, молоко, яйца и др.;
  2. старайтесь использовать товары местных производителей, так цена на товары будет низкой, а спрос высоким;
  3. вежливость — лучший рекламный ход магазина. Хорошо обслуженный клиент всегда с удовольствием будет возвращаться в ваш магазин не только за покупками, но и за хорошим настроением.

Конкуренция

В наше время открыть бизнес не сложно, сложнее его удержать на плаву и подмять своих конкурентов под ноги. Если вы плохо разбираетесь в современных методах борьбы с конкурентами, то ниже приведенные советы, безусловно, вам пригодятся.

  1. Не стоит тратить лишние деньги на надпись «мы открыты». Это и так ясно, что вы открылись, ведь люди в окрестности давно заметили, что недалеко от них строился новый магазин и вскоре он должен открыться. Деньги лучше направить в другое русло — на привлечение СМИ и хорошее праздничное представление. В первый день очень важно сформировать имидж магазина.
  2. Очень эффективным методом борьбы с конкурентами является мониторинг их ассортимента и цен на товары. Самым сильным ударом по имиджу конкурента будет цена на порядок ниже, чем у него. Этот вариант считается рискованным, в сравнении с другим — предложением большого выбора. Например, вы всегда можете создать специализированный магазин, к примеру, на спиртных напитках или хлебе.
  3. Сильное впечатление на покупателя справляет качество обслуживания. Поэтому учитывайте этот момент и старайтесь обслуживать вашего посетителя на самом высоком уровне, и он обязательно заглянет в магазин еще раз за эмоциональной порцией удовольствия.
  4. Устраивайте частные акции и скидки. Даже, если такая политика может нанести небольшой вред вашей экономике. Зато это сформирует круг постоянных покупателей и распространит слух о магазине со скидками по округе;
  5. Создайте в магазине особую атмосферу, подчеркивающую его уникальность.

Следуя вышеуказанным советам, ваш магазин должен без особых проблем избавиться от конкурентов и завоевать свое место под солнцем.

Риски

Риск Вероятность наступления Сила воздействия Мера реагирования
Большая утилизация непроданных товаров по причине выхода срока годности Высокая Средняя Уменьшение закупа продукции с непродолжительным сроком годности

Регулярное проведение акции

Проведение анализа на на предмет спроса каждого вида товара

Снижение покупателей по причине высокой конкуренции Высокая Средняя Охват покупателей через интернет

Проведение акции

Корректировка ценовой политики

Расширение ассортимента продукции

Некачественное поступление товара от поставщика Среднее Среднее Корректировка договора поставки

Заключение договора о поставках с новым поставщиком

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: