Купить рекламу здесь

Готовим бизнес-план с расчетами для открытия ресторана

Бизнес-план ресторана

Ресторанный бизнес занимает одно из первых мест по рентабельности. Но его успешное ведение напрямую зависит от правильного составления бизнес-плана ресторана и точных расчетов.

Перед запуском собственного бизнеса обязательно ознакомьтесь с данным видео (опыт реального владельца ресторана в Москве):

Классификация и концепция ресторана

ГОСТом (Р 50762-95) установлена стандартная классификация ресторанов:

  1. ресторан люкс;
  2. ресторан высшего класса;
  3. ресторан первого класса.

Каждому из них предъявляются особые требования.

При написании ресторанного бизнес-плана первоначально требуется определиться, какого уровня заведение вы хотите открыть. От этого зависит размер первоначальных вложений, оформление документации и множество прочих нюансов.

Предпринимателю также важно определиться с концептуальностью открываемого ресторана. В данный пункт входят несколько критериев:

  • выбор предлагаемой гостям кухни;
  • стилистическое оформление помещения;
  • предлагаемые рестораном услуги;
  • расположение ресторана.

Выбор ресторанного меню

Бизнес-план ресторана: меню

Определившись с уровнем открываемого заведения, необходимо выбрать кухню, которая будет предлагаться гостям. От этого выбора будет зависеть приобретаемое оборудование, размер помещения, подбор персонала и так далее.

Наиболее популярные кухни:

  1. традиционная;
  2. европейская;
  3. азиатская;
  4. кавказская;
  5. украинская.

Вы можете выбрать и какую-нибудь экзотическую кухню в качестве основной, но это довольно рискованно.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию хорошего бизнес-планирования: предприниматель открыл небольшой ресторанчик с вьетнамской кухней, которая в России особой любовью у населения не пользуется. Но помещение располагается рядом с рынком, подавляющее количество торговцев являются вьетнамцами. Соответственно, бизнес имеет огромный успех и посещается ежедневно. Открытие такого же заведения, но в другом месте — могло бы стать провальным предприятием, поскольку клиенты в нем были бы редкими гостями.

Помещение для ресторана

Местоположение и размер заведения также важны. При выборе места для открытия ресторанного бизнеса следует подумать, кто будет являться основными посетителями. Например, ресторан рассчитанный на людей среднего достатка, приходящих перекусить (на бизнес-ланч, например), целесообразно размещать в деловой части города.

Размер помещения следует выбирать исходя из норм, прописанных в российском законодательстве, то есть — на каждого гостя должно приходиться не менее, чем по 5 квадратных метров. К этому метражу прибавляется кухня — ее рекомендуется делать не менее 100 кв. метров при расчете на прием 50 гостей единовременно.

Помещение непременно должно соответствовать требованиям, которые установлены СанПиНом и пожарной инспекцией. Зачастую, чтобы выполнить этот пункт, помещение приходится капитально ремонтировать. Только после полноценного ремонта можно приступать к декоративной отделке заведения и приданию ему неповторимого колорита.

Дизайнерское оформление ресторана может быть абсолютно любым:

  1. в домашнем стиле;
  2. в бизнес стиле;
  3. в азиатском стиле;
  4. в морском стиле;
  5. в автомобильном стиле;
  6. классически-аристократичное и так далее.

Главное, чтобы концепция заведения была цельной — предлагаемая гостям кухня и окружающий антураж создавали впечатление единого целого. Траты на снятие помещения в аренду, его первоначальный и текущий ремонт, дизайнерское оформления должны быть отражены в бизнес-плане ресторана.

Покупка оборудования

Бизнес-план ресторана: оборудование

Для функционирования бизнеса на должном уровне необходимо качественное оборудование. Наилучшее оборудование производят в Германии, Великобритании и Италии, но стоит оно весьма существенно. Российское оборудование более доступно по стоимости, но высшим качеством оно не отличается.

При грамотном подходе к покупке оборудования можно немного сэкономить: такой необходимый, но износостойкий предмет, как разделочный стол, можно купить недорогой, российский. Но экономить на комфорте гостей нельзя ни в коем случае — качественные вытяжки, столы для посетителей, плиты и прочий инвентарь должны быть наилучшего качества.

Для гостей ресторана стоит закупить все самое лучшее — от ложек и бокалов до стульев и столов.

Если гостю будет в ресторане комфортно и приятно проводить время, то с большей долей вероятности он вновь вернется именно в ваше заведение.

Расходы на оборудование стоит внести в бизнес-план отдельным пунктом. Как правило, они составляют не менее нескольких миллионов рублей.

Подбор персонала

Для ресторанного бизнеса правильно выбранные работники значат очень многое. Если гости получат неприятные впечатления от подаваемых блюд или от невежества официанта, то второй раз ждать их в гости не стоит. И, напротив — довольный гость непременно посетит заведение еще раз.

Для правильного и полноценного функционирования заведения необходимо учредить определенные должности и нанять на них опытных, квалифицированных работников. Без идеально подобранного персонала ресторан имеет все шансы на разорение. Итак, необходимы:

  • Управляющий — этот человек должен иметь опыт работы в общепите, он отвечает практически за все — за работу официантов, за встречу гостей, за организацию работы заведения. Наём грамотного, высококлассного управляющего — это львиная доля успеха предприятия.
  • Шеф-повар — человек, без которого бизнес существовать не может. Он разрабатывает меню, руководит поварами, разрабатывает концепцию производимых блюд и имеет множество прочих обязанностей. Выбор оборудования, разработка дизайна кухни и меню должны непременно согласовываться с шеф-поваром. Критерии отбора должны быть более, чем жесткие.
  • Официанты — данная должность предполагает умение располагать к себе посетителей, грамотное общение и идеальное знание подаваемой кухни. Желательно, чтобы официанты обладали приятной, не вызывающей внешностью. Хорошее обслуживание большинство клиентов ценят не меньше, чем отличную кухню.
  • Повара — помощники шеф-повара, готовящие основную массу блюд под его руководством. Квалификация поваров также должна быть весьма высокой.
  • Бармен — если предполагается буфет или барная стойка, то без него не обойтись.

В смете расходов, расписываемых при составлении бизнес-плана ресторана, необходимо учитывать затраты на оплату труда каждого работника. Как правило, у управляющего, шеф-повара, поваров и уборщицы зарплата фиксированная, а у бармена и официантов к окладу, помимо чаевых, прибавляется процент с продаж.

Весь персонал должен регулярно проходить комиссию и иметь медицинские книжки с отметкой о допуске к работе в области общественного питания. Затраты на медкомиссию покрывает работодатель, так что эти суммы также необходимо учесть в бизнес-плане.

Реклама ресторана

Бизнес-план ресторана: маркетинг

Гости — самые важные в ресторане люди. При грамотном составлении меню и продуманной концепции, наценка на продукты в заведении может составлять более 300%, соответственно, рентабельность бизнеса будет более чем высока. Но чтобы гости посетили вас, их необходимо проинформировать о существовании заведения.

На этапе открытия требуется сделать привлекательную вывеску для него. На вывеске обязательно крупными буквами должно быть указано название заведения.

Отличный ход — размещение возле входной двери украшенного стенда с дневным меню.

Сегодня ни одно приличное заведение не может обойтись без собственного сайта. Его созданием стоит заняться еще на этапе написания детального бизнес-плана. На сайте можно указывать абсолютно любую информацию, касающуюся заведения и интересующую предполагаемых посетителей.

Для рекламы ресторана необходима и печатная продукция:

  1. флаеры (их можно раздавать прохожим);
  2. буклеты (распространение по почтовым ящикам в районе расположения ресторана);
  3. визитки.

Весьма эффективен такой способ саморекламы, как сувенирная продукция с напечатанным на ней логотипом заведения. Это могут быть зажигалки, спички в коробках и прочие стильно оформленные мелочи. Продукцию рекомендуется размещать на столах, чтобы гости могли забрать ее с собой.

Самым важным рекламным способом является «сарафанное радио». Как показывает практика, люди с большим желанием посещают те места, о которых они слышали положительные отзывы от знакомых.

Маркетинг в ресторанном бизнесе

Продвижение бизнеса включает в себя не только распространение информации о формате и местоположении заведения, но и непосредственное привлечение клиентов. Маркетинговые ходы могут быть разнообразны, но все они направлены на то, чтобы сделать единожды посетившего ресторан клиента постоянным.

К распространенным методам маркетинга относятся:

  • проведение промо-акций — попросту говоря, это выгодное для клиента предложение («Закажите жаркое в горшочке и получите бокал вина в подарок»);
  • бонусная система — многие используют этот метод, заключающийся в выдаче гостю скидочной, накопительной или бонусной карты (например, при заказе от 2000 рублей на карту поступит 200 рублей, которыми можно расплатиться при следующем посещении ресторана);
  • периодическое обновление антуража и ресторанного меню. Разработка новых идей для тематического отдыха в преддверии праздников и памятных дат;
  • эксклюзивные предложения для гостей — сегодня людей трудно чем-то удивить, но если вы желаете, чтобы ваше предприятие стабильно приносило прибыль и окупило себя в кратчайшие сроки, нужно придумать какую-то фишку, которая привлечет новых посетителей и будет нравиться постоянным.

Затраты на маркетинг и рекламу необходимо подсчитать на этапе создания расчетов стартового капитала. Как правило, они будут не маленькими, но окупятся в ближайшее время с лихвой.

Юридические вопросы

Самым сложным в открытии заведения является его оформление. Потребуется оформить множество документов, за большинство из которых необходимо заплатить пошлину.

Основная документация:

  1. свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  2. свидетельство о внесении предприятия в Торговый реестр;
  3. оформление арендного договора и его регистрация;
  4. разрешение СЭС и пожарной инспекции на открытие предприятия общественного питания;
  5. акциза на продажу алкоголя;
  6. разрешение Жилинспекции (если ресторан планируется разместить в жилом доме).

Расчет окупаемости и рентабельности бизнеса

Бизнес-план ресторана: окупаемость

Расчет предполагаемой прибыли, срока окупаемости и количества денежных средств для открытия заведения — это обязательный пункт, без него план ресторана будет неполным. Данный пункт должен включать в себя:

  • первичные расходы на старте;
  • ежемесячные расходы;
  • примерный срок окупаемости заведения.

Первичные расходы:

  1. регистрация ресторана, оформление документов — около 350 000 рублей;
  2. ремонт помещения и закупка оборудования — не менее 3 000 000 рублей;
  3. закупка мебели и интерьерных вещей — от 1 500 000 рублей;
  4. первоначальная реклама — от 150 000 рублей.

Ежемесячные расходы:

  1. оплата аренды — индивидуально, зависит от площади ресторана и его местоположения;
  2. заработная плата — зависит от количества наемных работников и средней зарплаты по региону;
  3. текущие расходы — от 50 000 рублей;
  4. продвижение ресторана — от 30 000 рублей.

К данным расчетам стоит добавить еще как минимум треть от получающейся суммы, поскольку при открытии проекта часто возникают непредвиденные ситуации, требующие немедленного финансового вливания.

При средней посещаемости в 250 человек за день и среднем чеке в 350–400 рублей, ресторан имеет все шансы окупиться в течение 2 лет. Как правило, это происходит еще быстрее.

Открывая собственный ресторан, предприниматель должен учитывать, что первый месяц или даже несколько месяцев ресторан будет работать «в минус».

 
Клиентам необходимо привыкнуть к новому заведению, оценить его кухню и оформление, отношение персонала к гостям и прочие факторы. После «периода адаптации» поток клиентов значительно увеличится.

Ресторанный бизнес является одним из сложнейших, требующих не только материальных, но огромных духовных и физических вложений от своего владельца. Настоящей золотой жилой ресторан станет только в том случае, если еще на этапе написания бизнес-плана учтены все риски и продуманы даже мельчайшие детали.

Павлычева Лариса специально для intellectis.ru